17 сентября пройдет Всемирный день безопасности пациентов, провозглашённый в мае 2019 года на Всемирной Ассамблее здравоохранения. Его цель – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.
В этом году для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Вовлечение пациентов для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи» потому что вклад пациентов, членов их семей и ухаживающих за ними лиц является важнейшим в обеспечении безопасности при оказании медицинской помощи.
По данным ВОЗ, партнерские отношения с пациентами при оказании помощи позволяют значительно повысить показатели безопасности и удовлетворенности пациентов и существенно улучшить результаты лечебно-диагностического процесса. Активно участвуя в принятии решений медицинскими специалистами, пациент может не только помочь обеспечению собственной безопасности в процессе оказания помощи, но и содействовать более безопасной работе всей системы здравоохранения
Задачи Всемирного дня безопасности пациентов в 2023 году:
- Повысить осведомленность мирового сообщества о необходимости активного взаимодействия с пациентами и членами их семей во всех видах медицинских учреждений любого уровня в целях повышения безопасности пациентов
- Привлечь директивные органы, лидеров здравоохранения, медицинских и социальных работников, объединения пациентов, организации гражданского общества и другие заинтересованные стороны к усилиям, призванным стимулировать участие пациентов и членов их семей в реализации политики и практики в области обеспечения безопасности медицинской помощи
- Расширить возможности пациентов и членов их семей для активного участия в процессе оказания медицинской помощи и работе по повышению безопасности услуг здравоохранения
- Побудить всех партнеров к принятию безотлагательных мер для вовлечения пациентов и членов их семей в процесс оказания медицинской помощи в соответствии с Глобальным планом действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг.
На территории Воронежского областного клинического онкологического диспансера пройдут различные мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню безопасности пациентов. Так, специалисты проведут разъяснительные беседы с пациентами и их родственниками по вопросам ответственности за собственное здоровые и формирование приверженности к лечению, а также мастер-классы и практико-ориентированные семинары для медицинских работников по вопросам обеспечения безопасности медицинской деятельности. Каждый желающий сможет принять участие во Всероссийской олимпиаде по безопасности в здравоохранении и интерактивном голосовании для пациентов и медицинских работников.
Общение как часть лечебного процесса. Основная цель коммуникации врача и пациента – это создание конструктивных межличностных отношений, обеспечение психологического комфорта, способность понимать собеседника, и быть понятым им, умение договариваться, достигать своей цели через общение.
Вовлечение пациентов и членов их семей является важной стратегией по устранению предотвратимого вреда в сфере здравоохранения. Разрешаются задачи:
- Установление коммуникативного контакта
- Обмен информацией
- Понимание потребностей и целей
- Совместное принятие решений
- Разработка плана лечения
- Своевременное информирование
- Непрерывное обсуждение и корректировка
Возможные модели взаимодействия медработника и пациента:
- Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости лечебных мероприятий.
- Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.
- Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.
Пациент – активный, полноправный участник процесса лечения!